ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Подход к обучению, разработанный на основе когнитивной психологии. Возник в противовес бихевиористскому подходу. Его авторами считаются Дж. Брунер и В. Риверс (Rivers, 1989). В основе изучения языка в рамках этого подхода лежит принцип сознательности и утверждение, что в изучении и овладении иностранным языком лежат умственные процессы и действия, основанные на их понимании. Этот подход также базируется на способности учащихся организовать свою учебную деятельность сознательно. В основе подхода лежат следующие положения:
1) обучение языку не должно опираться лишь на восприятие и механическое заучивание единиц языка и правил, учащихся следует вовлекать в активный процесс познания сути изучаемых явлений с использованием стратегий овладения языком;
2) учащиеся должны являться активными участниками процесса обучения, при этом следует учитывать их интересы и индивидуальные особенности памяти и восприятия;
3) процесс учения носит не только личностный, но и социально обусловленный характер, когда учащиеся, как и в реальном мире, общаются друг с другом и преподавателем, по этой причине следует вовлекать учащихся в процесс взаимного познания и понимания друг друга и сотрудничества в период занятий. Этот подход реализуется в грамматико-переводном и сознательно-практическом методах обучения. С появлением коммуникативного подхода в отечественной и зарубежной методике возникла тенденция недооценки П. п. в связи с его установками на заучивание правил и овладение системой языка часто в ущерб практическому овладению языком. В то же время нельзя недооценивать его роль. Хотя такие процессы при П. п. имеют приоритетное значение, однако и при других подходах к обучению их роль достаточно велика и проявляется в разной степени на всех уровнях овладения языком:
a) на уровне правила (выполнение речевых действий в соответствии с правилом, которое ведет к образованию речевого автоматизма);
б) на уровне значения (понимание учащимся значения языковых единиц и способов ими пользоваться в процессе общения);
в) на уровне речевой деятельности (умение строить высказывание в соответствии с замыслом);
г) на социальном уровне (осознание содержания высказывания, его функции: совет, просьба, возражение и т. д.);
д) на культурологическом уровне (осознание учащимися того, насколько высказывание соответствует социокультурным нормам носителей языка);
е) на рефлексивном уровне (способность оценить эффективность своей работы, выбрать наиболее приемлемые стратегии обучения). См. когнитивный подход.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД" в других словарях:

  • ПОДХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ — ПОДХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ. См. познавательный подход …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПОДХОД КОГНИТИВНЫЙ — ПОДХОД КОГНИТИВНЫЙ. То же, что познавательный подход …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ — ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ. Базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД — (англ. cognitive approach). Подход к обучению, основанный на положениях когнитивной психологии и предусматривающий в процессе обучения опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей, характерных для учащихся конкретной учебной …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Подходы к обучению — акустический подход, аппроксимация, бихевиористский подход, дедуктивный подход, деятельностный подход, дифференцированный подход, имплицитный подход, индивидуальный подход, индуктивный подход, интегративный подход, интегрированный подход,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Человек —    стержневая тема рус. философии, предмет перманентного дискурса философов, богословов, психологов, ученых естествоиспытателей, писателей и др. деятелей культуры. Специфика отечественной философии в том, что, хотя в ней значительное место… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Солодухо, Натан Моисеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Солодухо. Натан Солодухо Солодухо Натан Моисеевич …   Википедия

  • Аналитическая философия — Основные понятия …   Википедия

  • Натан Моисеевич Солодухо — Солодухо Натан Моисеевич Файл:Nathan M. Solodukho.jpeg Дата рождения: 18 марта 1952 Место рождения: Казань Гражданство: Российская Федерация Научн …   Википедия

  • Натан Солодухо — Солодухо Натан Моисеевич Файл:Nathan M. Solodukho.jpeg Дата рождения: 18 марта 1952 Место рождения: Казань Гражданство: Российская Федерация Научн …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»